Skip to main content
Московская область, Солнечногорский район,
деревня Голубое, ул. Родниковая, стр. 6, к.1
Пн-Пт 8:00 - 19:00 МСК

Применение когнитивно-поведенческого подхода в работе с онкологическими пациентами


Спикер: Джамалова Алина Зилфиевна ГБУЗ «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер», Волгоград

Цель исследования. Оценка эффективности применения методов когнитивно-поведенческой терапии в работе с онкологическими пациентами, имеющими высокий уровень тревожности и наличие депрессивных тенденций.

Методы исследования. Проведен ретроспективный анализ результатов психологического исследования 37 пациентов, имеющих онкологический диагноз. Психологическое исследование состояло из клинической беседы, психологического тестирования с применением диагностических шкал, а именно Шкала самооценки уровня тревожности Спилбергера — Ханина, Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS).<.p>

Полученные результаты. Работа с пациентами в рамках когнитивно-поведенческого подхода проходила в формате индивидуальных консультаций. Частота встреч составляла 1-2 раза в неделю. Работа проводилась по двум компонентам: когнитивному и поведенческому — сначала с когнитивного компонента, а именно прояснения запроса пациента и постановки целей, которые планируется достичь в рамках психологического сопровождения. Затем начиналась просветительская часть по вопросам когнитивной модели, а также работа, направленная на выявление и отслеживание автоматических мыслей и убеждений, когнитивных искажений у пациента. После того, как были выявлены особенности когнитивных схем пациента, проводилась работа по их реструктуризации. Целью работы по когнитивному компоненту являлось обучение пациентов самостоятельному анализу и реструктуризации тревожных мыслей и убеждений. В рамках поведенческого компонента проводилась работа по обучению пациентов дыхательным техниками и релаксации, которую затем они могут применять самостоятельно. Особое внимание уделялось работе с социально-бытовой адаптацией пациентов, которую рассматривали в контексте расширения их активности. Для этого производился анализ распорядка дня пациентов и выявление тех областей, которым по мнению пациента, он не уделяет достаточно внимания, а также тех сфер деятельности, которые приносят ему положительные эмоции. Целью работы по поведенческому компоненту являлось научение пациентов самостоятельному выполнению техник саморегуляции, а также расширение их социально-бытовой активности для улучшения качества их жизни. Через две недели работы пациенты отмечали улучшение эмоционального состояния, что было подтверждено ретестовой диагностикой.

Выводы. Таким образом, мы можем сделать вывод о наличии эффективности применения методов когнитивно-поведенческой терапии в работе с онкологическими пациентами.