Цель. Изучение вопросов организации психологической помощи детскому населению на примере онкогематологического отделения для детей клиники СПбГПМУ.
Методы исследования. Исследование проводилось с ноября 2022 года по июнь 2023 года и включало информационную, диагностическую, консультативную и коррекционную формы работы, содержание которых пересматривалось в зависимости от их востребованности и динамики взаимодействия с целевыми группами.
Полученные результаты. Было установлено, что реальная потребность в медицинском психологе на 22 койки подразумевает два рабочих дня в неделю на полставки штатной единицы. На этапе поступления в стационар родители и подростки в возрасте 12–17 лет нуждаются в классической кризисной интервенции. Одной из самых важных задач психолога на данном отделении является определение меры своего вмешательства в ситуацию семьи. На этапе лечения при хорошем самочувствии дети часто проводят своё свободное время в игровой комнате, где психолог может организовать занятия, нацеленные на развитие зрительно-моторной координации, развитие анализаторов разной модальности во избежание сенсорной депривации, устроить групповую ролевую игру в больницу, использовать настольные игры, организовать арт-терапию, что способствует отреагированию детьми эмоций и накопившегося напряжения. С подростками важно выстраивать доверительный контакт постепенно и через безопасные виды деятельности — настольные игры, разговоры на темы, не связанные с болезнью. В работе с родителями важно укреплять детско-родительские взаимоотношения, а также уметь выявлять ресурсы родителя, семьи. Также медицинскими психологами Кабинета психологической помощи был разработан буклет «Эмоциональное выгорание родителей — как избежать?» для информирования родителей об их возможном состоянии и для обучения навыкам заботы о себе.
Выводы. Наиболее востребованными и эффективными видами работы оказались коррекционные и консультативные мероприятия, направленные на укрепление ресурсов семейной системы. Актуальным вопросом является необходимость отдельного кабинета для психологических консультаций на отделении, отсутствие в мультидисциплинарной команде воспитателя, невозможность волонтеров регулярно проводить досуговые мероприятия на отделении.